Вячеслав Бочаров и Родион Шишков в буквальном смысле изменили рынок ритейла запуском стартапа в 2018 году. Достаточно успешные люди, работавшие топ-менеджерами в «Магните», приняли решение запускать свой бизнес. Открывать очередную торговую сеть и конкурировать с гигантскими компаниями на рынке — идея не самая удачная.
Поэтому Вячеслав и Родион запустили стартап «Самокат». Никаких торговых площадей для клиентов – только доставка продуктов до двери покупателя курьером.
История сервиса экспресс-доставки Самокат
Стоит понимать, что в 2018 году даже в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России рынок доставки продуктов на дом был очень скромный и невостребованный. В российской провинции такого рынка в принципе не было. Бочаров и Шишков рискнули, войдя на рынок, в востребованности которого не было уверенности.
В интервью журналу Forbes Вячеслав Бочаров заявлял, какие радостные эмоции вызвали у него 40 заказов даже не за день, а только за месяц работы в 2018 году. Основатели стартапа обращались за инвестированием к бизнесмену из списка «Форбс» Игорю Водопьянову. Но так как сервис быстрой доставки продуктов на дом в России был чем-то фантастическим, Игорь не стал инвестором.
Важный факт из истории сервиса доставки «Самокат» – это получение инвестиций в 10 миллионов долларов от ГК «ПИК» Сергея Гордеева. Эффективная работа в сочетании с инвестициями привела к 700 миллионам рублей выручки. Как заявляют основатели сервиса, сам Сергей Гордеев стал инициатором инвестирования в стартап. Сегодня очевидно, что бизнесмен совсем не прогадал.
Закрыта сделка с «ПИКом» Сергея Гордеева была в 2019 году. Дела пошли в гору, десятки новых открытых складов в Санкт-Петербурге, после — начало работы в Москве. В завершении 2019 года «Самокат» доставлял каждую неделю уже 100 тысяч заказов. А средняя сумма чека превышала 510 рублей. Востребованность жителей двух крупнейших городов России в экспресс-доставке продуктов стала очевидной.
При этом нельзя было встретить на улицах Санкт-Петербурга и Москвы рекламу «Самоката». Экспресс-сервис раскручивался благодаря рекламе в интернете, а также большой вклад в развитие бренда вносило сарафанное радио. Люди были настолько удивлены скоростью доставки продуктов, что спешили рекомендовать «Самокат» всем своим знакомым.
Любопытный факт – название «Самокат» не имеет никакого отношения к транспортному двухколесному средству. Заказы всегда доставлялись на велосипедах и автомобилях. Концепция названия бренда – «сам» обеспечиваешь себе питание. Но ассоциация со средством передвижения самокатом крепко закрепилась в умах покупателей.
Владельцы доставки продуктов Самокат
В первой половине 2020 года Сбербанк и Mail.ru Group начинают вести переговоры с «Самокатом» о покупке сервиса доставки. Конечно же, для двух основателей стартапа, который изначально был сомнительным и рискованным, такие переговоры стали крайне выгодным предложением.
Закрытие сделки произошло в мае 2020 года. В итоге Вячеслав Бочаров и Родион Шишков продали Сбербанку 75,6% доли «Самоката». Таким образом, основатели не потеряли работу в «Самокате», при этом стали не единственными владельцами компании.
Данная сделка вызвала много критики со стороны клиентов сервиса. Покупатели заявляли, что покупка «Самоката» Сбербанком может привести к ухудшению работы сервиса. Но сейчас лето 2021 года. Скорость доставки в «Самокате» по-прежнему высокая: компания – лидер по данному критерию. Ассортимент растет, а большой вклад в развитие сервиса по-прежнему вносят его основатели.